Previous Entry Share Next Entry
История Камбоджи: Государство Бапном
lekter_is wrote in cambodia_ru

Об истоках первой кхмерской цивилизации рассказывают китайские источники. Результаты международных исследований в рамках GAP (Greater Angkor Project) позволяют утверждать, что около 1000 лет назад вокруг Анкгорского храма на площади около 3000 кв. км. был выстроен древний город.

Исторические периоды развития Камбоджи принято делить на доангкорский (с момента основания по 802 г. н.э.), ангкорский (802-1431 г. н.э.), постангкорский (начиная с XV столетия).

I. Государство Бапном.

В III в. н.э. двое китайских посланников посетили государство, в хрониках позже названное «Фунань» (или «Бапном») и созданное примерно в I веке н.э. Сам Бапном являлся как первой кхмерской империей, так и первым индуизированным государством. Интеграция индусской культуры происходила благодаря стратегии распространения буддизма в странах Востока, а также морским торговым связям. Сама стратегия была разработана ещё индийским императором Ашокой (годы правления - 273-232 г. до н.э.).

Бапном представлял собой крупное централизованное феодальное государство.

Индуизация кхмерской цивилизации затронула практически все сферы жизни оной: экономические, социальные и культурные. Развитие торговли способствовало развитию экономики страны. В социальном и культурном планах затрагивались такие моменты, как вероисповедание населения или состав политической элиты: в правящие круги вошли ассимилировавшиеся индусы и представители местной знати, которые также вошли в плотный контакт с индусской культурой, переняли некоторые традиции, пришедшие из Южной Индии. Появлялись смешанные браки, в свою очередь влиявшие на кастовую систему, перенесённую из Индии в Бапном. То есть если в самой Индии вхождение во второй по почётности класс касты - класса кшатриев - было делом весьма затруднительным, то послабление этого режима в Бапноме дало возможность местной элите проще входить в класс воинов. Социально-экономическое сходство было одним из факторов, способствовавших возникновению интереса бапномского общества к опыту индуизированных дравидийских государств Коромандельского берега и империи Сатаваханов. Скорее всего, индуизация Бапнома была мотивирована самими кхмерами: никаких данных о существовании следов индийских поселений здесь нет. Контакты с Юго-Восточными государствами также могли возникнуть в период южной экспансии Ханьской Империи и конкретно аннексии Намвьета. Найдены бронзовые товары, импортированные Бапномом из Китая.

Индуизация Бапнома происходила в I-II в. н.э. Бапном был двуязычен, но национально однороден – коренным населением всегда являлись кхмеры.

Если касаться экономического устройства Бапнома, то очень многое зависело от климатических особенностей и собственно территориального расположения государства. Располагался Бапном в долине Меконг, рядом было озеро Тонлесап, богатое рыбой. Кхмеры занимались рисоводством, собирательством, земледелием, практиковалась охота на буйволов, быков. Есть находки, подтверждающие наличие торговли с Римской империей - найденные в кхмерских руинах римские монеты тому подтверждение. Ещё торговали с Ираном, Арменией и с южноиндийскими соседями: c Икшваками, Паллавами, Сатаваханами. После превращения Бапнома в морскую империю появилась связь с западным Индокитаем. Доходили связи и до Средней Азии, до Ближнего Востока, до запада Средиземноморья.

Письменные источники южнокитайских современников Бапнома подтверждают наличие сложной социальной структуры в оном. Социальное расслоение, распространённость письменности, разнообразие религий, торговая активность, развитие городов, сложная денежная система. В пользу классовости говорят найденные подражания роскошным ювелирным изделиям, изображения рабов и свободных людей.

В основном экономические контакты совершались посредством морской торговли, так же совершался обмен культурный, о котором было упомянуто ранее. Если сферой влияния Китая стал современный Вьетнам, то политическая, культурная и экономическая интеграция в современную Камбоджу была за Индией.

Письменные источники южнокитайских современников Бапнома подтверждают наличие сложной социальной структуры в оном. Социальное расслоение, распространённость письменности, разнообразие религий, торговая активность, развитие городов, сложная денежная система. В пользу классовости говорят найденные подражания роскошным ювелирным изделиям, изображения рабов и свободных людей.

Дело состояло в том, что регулярное китайское мореходство возникло тысячелетие спустя, в то время как в Кхмерском море (Южнокитайском, как его называли европейцы) доминировали бапномские и индийские моряки.

Административным центром Бапнома был город Вьядхапура, располагавшийся к югу от Пномпеня, в нижнем течении Меконга.

Информацию о первой династии Бапнома мы находим ещё в китайских и индийских легендах. Первым правителем Бапнома был Каундинья, индийский брахман и основатель династии бапномских царей, вступивший в брак с местной царицей. Согласно легенде, Каундинья прибыл откуда-то с юга, повинуясь духу предков, подарившему ему свой лук и велевшего ехать в Бапном. Дух же и привёл Каундинью туда на торговом корабле. Такой миф характерен для аустроазиатских по языку народов юго-восточной Азии, такой миф встречается, к примеру, у лаквьетов, живших на северо-востоке Индокитайского полуострова. Миф был дополнен посланцем китайского государства У, который добавил, что Каундинья «одел Лю-е». Такое дополнение вполне характерно для конфуцианцев и является типичным примером «проникновения цивилизации к варварам». Впоследствии короли Бапнома, соответствуя индийской традиции, часто брали себе имена с окончанием –варман.

Каундинья считался основателем Лунной династии, которая, в отличие от Солнечной, передавала правление по мужскому, а не женскому пути. В семи городах Бапнома правили сыновья монарха, остальными же областями управляли чиновники или местные правители. Правление Каундиньи I, о котором и ведётся речь, относится к I в. н.э., то есть примерно к самому позднему времени, которое обычно считается датой возникновения Бапнома.

После смерти Каундиньи I Бапномом правил Хунпяньхуан, при котором произошла реформа властвования, т.е. именно Хунпяньхуан, подавив местные восстания, первым назначил своих сыновей и внуков как управленцев областями и городами.

После Хунпяньхуана на трон взошёл его сын, Панпан, но долго у власти он не удержался: его сместил военачальник Фанман, который был талантливым полководцем. Династия Каундиньи I на этом прервалась. Именно Фанман в III в. н.э. превратил Бапном в мощную империю, заимевшую зависимые от себя государства и контролирующую морские пути от Индии до Китая. Из известных войн Фанмана в китайских хрониках упоминаются нападения на десять королевств, из которых самим же китайским историкам известны четыре: Цзю-ду-цзюань, Тун-сун, Цзю-че, Тянь-сун и Чин-лин, «Золотая граница». Всё это привело к расширению империи на 2 км., не говоря уже о влиянии на соседствующие государства.

Фанман умер в 20-ых годах III в. из-за поразившей его болезни. Обострилась борьба за престол между его сыном и племянником, между Фанчиншеном и Фанчаном. С помощью двухтысячной армии Фанчан сверг Фанчиншена и воцарился в Бапноме. Внутреннее состояние страны ухудшалось из-за бесконечных междоусобиц: того же Фанчана убил его же сын, Фанчхан, совершивший переворот при помощи народного ополчения. Сам Фанчхан был убит другим военачальником Фансуном, в 40-ых годах III в. провозгласившего себя абсолютным монархом.

При Фансуне можно отметить очень широкие контакты с китайской империей У, вылившееся в создание посольства при его дворе. Сунь Гуань примерно в 240 г. отправил своих послов Чжу Иня и Цзян Дэ. Было составлено описание многих государств, включая сам Бапном, Индию и другие страны Юго-Восточной Азии, но сохранились они только в выдержках.

Период IV в. в истории Бапнома описан крайне бедно; вероятнее всего, это вызвано ослабление интереса ханских государств к морской торговле. Известно, что в середине IV в. страной правил Чандана, представлявший, видимо, новую династию.

В V в. с приходом Каундиньи II вновь усилилось влияние индуизма на общество, власть вновь перешла от военоначальников к индийским брахманам. Росло влияние духовенства, процветало храмостроение, усиливались контакты с южноиндийским государством Паллавов. Потомки Каундиньи правили в Бапноме и в V-VI в. Джаяварман, укрепивший власть и централизировавший государство, поддерживал широкие экономические контакты с Южным Ци.

Тут следует остановиться и рассказать об истории взаимоотношений Бапнома и Тьямпы, т. е. современных Камбоджи и Вьетнама. Тьямпа была самым сильным и опасным соседом Бапнома, с которым примерно в 270 г. был заключен союз, предполагавший совместное вытеснение уских гарнизонов в Северном Вьетнаме. Война продолжалась десять лет, ослабила государство У и ускорила гибель оного. С восходом на трон Бапнома Шри Индравармана был разорван военный союз с Тьямпой. Бапном не оказал поддержки Тьямпе в войне с государством Ранних Сун (причины, по-видимому, лежали в экономической связи Бапнома с портами Жяоти и Панюем). Отношения между двумя государствами обострились при Джаявармане, поскольку на троне Тьямпы воцарился кхмер из окружения Джаявармана, проводивший враждебную по отношению к Бапному политику. Возможен был вариант войны с тремя участниками, т.е. включая Южных Ци, но к власти в Тьямпе пришёл тьямпский же царь и обстановка разрядилась.

После смерти Джаявармана в 514 г. на трон сел его сын Рудраварман. Это произошло после подавления мятежа Гунавармана, его родственника и крупного землевладельца.


?

Log in